Scheme/Tutorial/2

Материал из ALT Linux Wiki
< Scheme‎ | Tutorial
Версия от 18:59, 28 июля 2008; AlexeyNikonov (обсуждение | вклад) (Import from freesource.info)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Freesource-logo.png Blue Glass Arrow.svg MediaWiki logo.png
Эта страница была перемещена с freesource.info.
Эта страница наверняка требует чистки и улучшения — смело правьте разметку и ссылки.
Просьба по окончанию убрать этот шаблон со страницы.


Предыдущее.

3 Имена

Выражение: (* 10 50) хорошо, а: (* width height) лучше. (3.1415926 * 10.5 * 10.5) - интригующе, а (* pi radius radius) - всё же понятнее, (+ 2/3 5/7) - какие-то невзрачные действия с дробями, а (+ my-piece-of-cake your-piece-of-cake) - уже обретает смысл.

Хочется сделать выражения более осмысленные и читаемые. Сказано - сделано. Фраза "Определим b как 5", записывается (define b 5). Сразу несколько примеров:

(define a 3)
(define b 4.5)		    ; b - это действительное число 4,5
(define c 2/3)              ; c - это рациональное число 2/3 (две третих)
(define str "some string")  ; str - это строка "some string"
(define width (+ 2 5))      ; width - это сумма 2 и 5, то есть width - это 7

Если при определении встречается какое-либо выражение, например сумма двух целых чисел из последнего примера, то это выражение вычисляется и переменная полагается равной уже его результату. Кстати a,b,c,str и width - действительно называются переменными. Вас это совершенно не должно смущать ибо с переменными вы сталкивались ещё в курсе школьной алгебры. Итак, записать (define w (+ 1 3)) совершенно равносильно тому что записать (define w 4). Либо вы подсчитаете в уме, либо за вас это сделает Scheme.

Ну уж коли мы вспомнили про школу, то теперь мы можем записать известные нам выражения.

(+ a b)               ; это a + b, где a и b какие-то переменные
(* 2 a)               ; это 2a, где a какая-то переменная
(* a a)               ; это квадрат a
(* c c c)             ; это куб c
(+ (* a a) (* b b))   ; это сумма квадратов a и b.

Теперь вооружившись полученными знаниями мы можем записывать уже гораздо более сложные программы на Scheme, например такую:

(define width 3)
(define height 5)

(* width height)   ; умножить ширину на высоту

Наверное вы заметили, что комментарии к коду я пишу начиная их с ;. Это не случайно, все комментарии в тексте программы начинаются с символа ;. Когда интерпретатор или компилятор читает наш код, весь текст начинающийся с ; и до конца строки он игнорирует.

Ещё одна программа:

(define pi 3.1415926)
(define radius 15)

(* pi radius radius)

4 Про истину

Если говорить кратко "всё есть истина кроме лжи", то есть

3 - это истина
3.5 - это истина
"test" - это истина

Вообще все другие типы, которые мы ещё не изучили - это истина. Все кроме "лжи", которая имеет обозначение #f.

Сразу познакомимся с простейшими логическими операциями: Результат (not 3) - это #f, Результат (not "test") - это тоже #f. Интересно, а какой должен быть результат (not #f) . Истин-то у нас много ;) На этот случай есть истина в первой инстанции, обозначаемая #t. Стало быть результат (not #f) - это #t.

5 Разделяй и властвуй

Ещё для счастья нам не хватает объединять повторяющиеся фрагменты в функции, которые можно было бы потом вызывать.

Это очень важный и интересный момент в Схеме. Вы наверное часто замечали, что разделение многоэтапной операции на составляющие очень полезно. Например, создание нового процесса, можно разделить на два этапа. Клонирование - fork и замена содержимого клона на другой процесс - exec. Такое разделение позволяет не запускать например новый процесс, когда это не нужно (сразу exec) или не порождать новый процесс, если клон сам справится с задачей (сразу fork).

Вот так и с функциями. Создание функции, например f от одного аргумента, делится на собственно создание одноаргументной функции и на присваивании ей имени f.

Как присваивать имена, мы уже знаем - через define, а создание функции описывается следующей конструкцией

(lambda (<аргументы>) <инструкции>)

Если аргументов нет, то они просто не пишутся. Результат вычисления последней инструкции возвращается в качестве ответа.

Примеры:

(lambda () (+ 2 5)) 
; создать безаргументную функцию, которая вернёт результат суммирования 2 и 5, то есть 7.
(lambda () 7)
;тоже самое, функция которая возвращает 7.
(lambda (x) (* x x))
;создать одноаргументную функцию от параметра x, которая вернёт результат
умножения x на x, то есть вернёт квадрат x.
(lambda (x y) (+ x y))
;создать двухаргументную функцию от параметра x, которая вернёт результат
сложения x и y.

Теперь совместим создание функции с присваиванием ей имени:

(define f (lambda() 7))
;f - это функция без аргументов, которая возвращает 7
(define square (lambda (x) (* x x)))
;square - это функция с одним аргуметном, которая возвращает квадрат переданного ей числа.
(define sum (lambda (x y) (+ x y)))
;sum - это функция с двумя аргументами, которая возвращает сумму переданных ей двух чисел.

Вызываются созданные функции точно также как мы это делали ранее: (имя аргументы) Как я говорил уже, синтаксис в Схеме очень регулярный, нет лишних синтаксических конструкций, если они не требуются.

Ну вот, теперь мы можем ещё больше усовершенствовать наши программы:

(define a 3)
(define b 5)
(define square (lambda (x) (* x x)))
(define sum (lambda (x y) (+ x y)))

(square 3)
;подсчитать квадрат числа 3, ответ будет 9.
(square a)
;подсчитать квадрат a, где a - это 3, то есть ответ будет опять 9.
(sum 5 6)
;подсчитать сумму 5 и 6, ответ будет 11
(sum a 7)
;подсчитать сумму a и 7, ответ будет 10
(sum a b)
;подсчитать сумму a и b, ответ будет 8

Продолжение следует....