GearRepo
GearRepo
GearRepo - это ресурс для разработчиков и майнтейнеров, где можно
создавать Gear-репозитории исходного кода программ, собирать из них
бинарные RPM-пакеты и формировать APT-репозитории, пригодные для
использования в дистрибутивах на базе стабильных бранчей ALTLinux
и/или нестабильной ветки Sisyphus.
На данный момент GearRepo находится в процессе разработки.
Хочется привлечь текущих участников команды ALT к тестированию проекта и озвучиванию своих предложений и критики.
От первого лица
Здравствуйте, Владимир! В рамках подготовки роллинг-релиз журнала ALT-review хотелось бы задать Вам несколько вопросов относительно ресурса GearRepo и не только. На портале http://gear.truecrux.org есть пояснение о назначении ресурса, также там размещен практически исчерпывающий работу с ресурсом скринкаст. Однако, хотелось бы детальнее осветить создание этого ресурса и того,что с ним связано. Ниже приведены вопросы, однако хотелось бы оставить за собой право задать дополнительные позже (если такие появятся). Также сами ответы Вы сможете найти на вики a.o (в категории ALT-review) до анонса статьи и сообщить о необходимых корректировках.
Q: Скажите, это те самые "карманы", обсуждение которых давно ведется?
A: Это несколько шире, чем "карманы". Да, там можно создать свой apt-репозиторий (оверлей/карман ...), но этим дело не ограничивается.
Q: Почему о разработке этого портала не знают даже многие тимовцы? Вы его пока специально широко не афишировали или есть какие-то иные причины?
A: Анонс был и достаточно давно http://lists.altlinux.org/pipermail/sisyphus/2011-May/353930.html
Протестировать альфа-релиз я приглашал на irc-канале #altlinux, откликнулся raorn@, за что ему спасибо. Было исправлено несколько серьёзных недочётов.
После завершения вёрстки текущего дизайна сайта, я также делал анонс в G+ (подавляющее большинство моих друзей в нём - участники ALT Linux Team) для проведения тестирования.
Никакого ажиотажа это не вызвало и, как я и предполагал с самого начала, никому, на самом деле, это не интересно. У большинства участников уже сложился свой собственный workflow и менять его и лениво, и трудно (вспоминаем переезд с srpm на gear).
Q: На какой основе он создан - при чьей-то поддержке или самостоятельно?
A: Сделан он самостоятельно, прежде всего для создания комфортного инструмента для ведения пакетов в Sisyphus и бранчах, проведения экспериментов и т.п. Например, последний perl 5.16.1 с зависимостями был как раз собран в "кармане" GearRepo.
Q: Сколько времени и сил Вам потребовалось для его создания?
A: Сейчас трудно уже посчитать, но практически целый месяц (август 2011) я всё свободное время программировал. Дальше уже было значительно меньше времени затрачено.
Кроме того, в рамках подобных проектов всегда есть возможность изучить и опробовать новые технологии, что хорошо мотивирует и работать становится легко.
Q: Глупый наверное вопрос - на чем он написан и почему?
A: Кое-какие техн. детали реализации я опубликовал http://blog.truecrux.org/post/xiii
Серверная часть пишется на Perl, клиент на JavaScript с использованием фреймворка JQuery. Выбор определён опытом и вкусом.
Q: Планируются и возможны ли дополнительные возможности ресурса?
A: Фичи добавляются по мере необходимости.
Q: На сколько стабильным и надежным будет ресурс, когда будет запущен в качестве "боевого"?
A: Всё зависит от числа пользователей. Основная нагрузка идёт на сборочные мощности. Увеличивая число сборочных контейнеров, можно обслуживать большое кол-во одновременно работающих пользователей.
Q: На чьих серверах он "крутится"? Нет ли вероятности, что его прикроют при росте его популярности (и соответственно гигантской нагрузке)?
A: Хостится на своём выделенном железе, с этим проблемы нет. Если ресурс вдруг станет популярным и ему станет тесно в рамках имеющихся ресурсов, то можно будет заняться поиском соответствующего хостинга.
Q: Несет ли какую-то смысловую нагрузку слово truecrux в названии? Или он чему-то посвящен?
A: Нет. В теории он должет переехать на домен второго уровня, имя которому пока не придумалось. Сейчас просто используется существующиий личный домен.
Q: Надеюсь Вы ответите на вопросы. Срочности нет никакой. Заранее спасибо!
A: Вам спасибо.
Цель проекта
Цель проекта - упростить совместную работу разработчиков команды ALT и привлечь новичков к работе над пакетной базой Sisyphus. Проект позволит снизить порог вхождения для новых разработчиков, но не просто за счёт упрощения и автоматизирования рутинных операций, но также - документирования и разъяснения на пальцах каждого шага в работе (контекстные подсказки и т.д.)
Возможности
Сейчас работает:
- Базовый просмотр gear-репозиториев. Примитивный git-браузер показывает все ветки, теги, последние 10 коммитов истории и дерево файлов (tree) последнего коммита. Тут работы непочатый край, но планируется сделать конфетку, в стиле gitg.
- Регистрация пользователей
- Скринкаст по работе с сайтом
- Загрузка своего публичного ssh-ключа
- Создание gear-репозиториев (а также переименование и удаление)
- RW доступ к своим gear-репозиториям через ssh
- RO доступ ко всем gear-репозиториям через git
- Сборка rpm-пакетов из gear-репозитория с отображением логов сборки в прямом эфире! apt-репозитории появляются здесь
- Просмотр истории логов последних 10 сборок
Техническая реализация
Созданы 3 контейнера OpenVZ: сервер веб-приложения, сервер с gear/apt репозиториями, сборочный сервер. Общая схема выглядит так:
- Http-запрос клиента идёт на фронтенд apache, который затем проксируется на бэкенд Twiggy, который передаёт данные в веб-приложение GearRepo::Web (на веб-фреймворке Dancer ).
Веб-сервер Twiggy используется по причине необходимости использования AnyEvent в веб-приложении.
- Веб-приложение обрабатывает запрос и если в результате потребуется выполнить какое-либо действие с gear-репозиторием, например, создать/переименовать или выполнить сборку, формируется запрос на демона задач gearmand, который передаёт задачу в соответствующий worker (отдельный процесс), который асинхронно выполняет эту операцию и возвращает результат.
- Использование сервера задач необходимо, поскольку не все задачи могут выполняться за приемлемое время (~1 сек) и следовательно должны выполняться асинхронно, при этом не требовать ресурсоёмких операций (как например, fork() на каждую новую задачу).
- Worker'ы для выполнения операций подключаются по ssh к серверу (gear/apt или build-server). Используется одно постоянное ssh-соединение, в рамках которого мультиплексируются новые сеансы. Команды выполняются с правами непривилегированных пользователей, через специальный враппер команд, проверяющий корректность команд и выполняющих их.
- Число сборочных серверов может неограниченно расширяться, они могут находиться где угодно. Пока налажен только один, на картинке два, но это обман - ресурсов всё-таки маловато.
- На данный момент используется быстрая и лёгкая СУБД SQLite, которая в принципе легко может быть заменена на любую другую если это потребуется.
- Помимо веб-интерфейса есть также доступ по протоколам ssh и git. Для ssh используется также враппер команд, сходный gitolite. Для git развёрнут git-daemon, который обслуживает только RO-запросы к публичным репозиториям.
- Также стоит упомянуть и сторону клиента. Сейчас строк в проекте написанных на JavaScript больше, чем кода серверной части на Perl. Используется фреймворк JQuery. Пока раздумываю стоит ли искать фреймворк пользовательского интерфейса или обойтись своими силами. Для git-браузера обмен с сервером ведётся с использованием JSON, в котором передаются структуры с данными git-репозитория, а вывод формируется уже в браузере. Будет использоваться кэширование на стороне клиента, что позволит быстро и удобно работать с gear-репозиторием.