Alterator/module/first: различия между версиями
м (+scheme) |
|||
(не показано 28 промежуточных версий 7 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
<onlyinclude> | |||
===Первый модуль=== | ===Первый модуль=== | ||
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому давайте сразу попробуем создать простейший модуль alterator. Сделаем проект | Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому давайте сразу попробуем создать простейший модуль {{prg|alterator}}. Сделаем проект {{prg|alterator-simple}} — модуль, который будет изменять значение одной переменной по имени {{term|parameter}}. | ||
==== | ==== Бэкенд ==== | ||
Сначала установим пакет alterator, создадим каталог с проектом и скопируем туда | Сначала установим пакет {{pkg|alterator}}, создадим каталог с проектом и скопируем туда стандартный {{path|Makefile}}. | ||
< | <source lang="bash"> | ||
sudo apt-get install alterator | |||
mkdir alterator-simple | |||
cd alterator-simple | |||
cp /usr/share/alterator/build/Makefile . | |||
</ | </source> | ||
В скопированном Makefile изменим значение переменной NAME на | В скопированном {{path|Makefile}} изменим значение переменной {{term|NAME}} на {{term|simple}} и тут же воспользуемся стандартным правилом {{term|alterator}} для создания заготовки бэкенда на {{prg|shell}}: | ||
< | <source lang="bash"> | ||
make generate-backend-sh | |||
</ | </source> | ||
В результате появится файл backend3/simple. Посмотрим на него внимательнее. Основной цикл работы | В результате появится файл {{path|backend3/simple}}. Посмотрим на него внимательнее. Основной цикл работы бэкенда — функция {{term|message_loop}}. Функция {{term|on_message}} — главная точка обработки входящих сообщений. Входящие параметры появляются в виде переменных {{prg|shell}} с именем вида {{term|$in_name}}. Главный параметр {{term|action}} — определяет вид действия, который запрашивается у бэкенда. Основные действия: | ||
* | * {{term|read}} — прочитать значение переменной | ||
* | * {{term|write}} — изменить значение переменной | ||
* | * {{term|list}} — получить список значений | ||
Остановимся более подробно на первых двух действиях. Научим | Остановимся более подробно на первых двух действиях. Научим бэкенд при запросе {{term|read}} считывать значение переменной {{term|parameter}} из файла, а при запросе {{term|write}} записывать значение переменной {{term|parameter}} обратно в файл. | ||
< | <source lang="bash"> | ||
case "$in_action" in | case "$in_action" in | ||
read) | read) | ||
Строка 31: | Строка 32: | ||
;; | ;; | ||
... | ... | ||
</ | </source> | ||
Сразу же проверим | Сразу же проверим бэкенд, поработав с ним через интерфейс командной строки — {{prg|alterator-cmdline}}. | ||
<pre> | <pre> | ||
$ alterator-cmdline -l /simple action read | $ sudo alterator-cmdline -l /simple action read | ||
parameter: | parameter: | ||
$ alterator-cmdline -l /simple action write parameter value | $ sudo alterator-cmdline -l /simple action write parameter value | ||
$ alterator-cmdline -l /simple action read | $ sudo alterator-cmdline -l /simple action read | ||
parameter:value | parameter:value | ||
</pre> | </pre> | ||
Можно также заглянуть в файл /tmp/config и убедиться, что он содержит строку 'value'. | Можно также заглянуть в файл {{path|/tmp/config}} и убедиться, что он содержит строку {{term|'value'}}. | ||
====Графический интерфейс==== | ==== Графический интерфейс ==== | ||
Интерфейс командой строки хорошо, но | Интерфейс командой строки хорошо, но графический — ещё лучше. Установим необходимые дополнительные пакеты и | ||
опять воспользуемся стандартными правилами, предоставляемыми alterator для создания простейшего описания интерфейса, а также специального файла, содержащего описание модуля. Последний потребуется для приложения, визуализирующего интерфейс. | опять воспользуемся стандартными правилами, предоставляемыми <tt>alterator</tt> для создания простейшего описания интерфейса, а также специального файла, содержащего описание модуля. Последний потребуется для приложения, визуализирующего интерфейс. | ||
<pre> | <pre> | ||
$ apt-get install alterator-standalone | $ sudo apt-get install alterator-standalone | ||
$ make generate-desktop-file | $ make generate-desktop-file | ||
$ make generate-ui-qt | $ make generate-ui-qt | ||
</pre> | </pre> | ||
В результате появятся файлы applications/simple.desktop и ui/simple/index.scm . Во втором мы сохраним следующее описание интерфейса: | В результате появятся файлы <tt>applications/simple.desktop</tt> и <tt>ui/simple/index.scm</tt> . Во втором мы сохраним следующее описание интерфейса на языке [[Scheme]]: | ||
< | <source lang="lisp"> | ||
(document:surround "/std/frame") | (document:surround "/std/frame") | ||
(label text "Simple module") | (label text "Simple module") | ||
</ | </source> | ||
Первая строчка служебная. | Первая строчка служебная. Вторая — сообщает о требовании создать метку с текстом <tt>'Simple module'</tt>. Подобные конструкции можно вкладывать друг в друга, например: | ||
< | <source lang="lisp"> | ||
... | ... | ||
(hbox | (hbox | ||
(label text "First") | (label text "First") | ||
(label text "Second")) | (label text "Second")) | ||
</ | </source> | ||
интерфейс из двух меток, сгруппированных горизонтально. | интерфейс из двух меток, сгруппированных горизонтально. | ||
Для запуска интерфейса воспользуемся утилитой '''alterator-standalone'''. В качестве единственного параметра данная утилита принимает имя файла описания модуля (без суффикса desktop), в нашем случае это 'simple'. | Для запуска интерфейса воспользуемся утилитой '''alterator-standalone'''. В качестве единственного параметра данная утилита принимает имя файла описания модуля (без суффикса desktop), в нашем случае это <tt>'simple'</tt>. | ||
Находясь в каталоге с проектом, выполняем: | |||
<pre> | <pre> | ||
$ /usr/sbin/alterator-standalone -l | $ sudo /usr/sbin/alterator-standalone -l simple | ||
</pre> | </pre> | ||
В результате на экране появится окно [[Image:Alterator-simple1.png|thumb|left|первый графический интерфейс]] с надписью 'Simple module'. | В результате на экране появится окно [[Image:Alterator-simple1.png|thumb|left|первый графический интерфейс]] с надписью 'Simple module'. | ||
Теперь необходимо наладить взаимодействие с | Теперь необходимо наладить взаимодействие с бэкендом. Для этого необходимо создать два обработчика событий и воспользоваться функциями: | ||
* '''woo-read-first''' | * '''<tt>woo-read-first</tt>''' — прочитать данные из бэкенда | ||
* '''woo-get-option''' | * '''<tt>woo-get-option</tt>''' — получить значение параметра из ответа бэкенда | ||
* '''woo-write''' | * '''<tt>woo-write</tt>''' — записать данные в бэкенд | ||
Первый обработчик события (loaded) | Первый обработчик события (loaded) будет вызываться при старте интерфейса, в этом обработчике будет происходить запрос «read» к бэкенду и полученное значение переменной 'parameter' будет записано в текстовое поле. | ||
Второй обработчик события (clicked) будет вызываться при нажатии на кнопку | Второй обработчик события (clicked) будет вызываться при нажатии на кнопку {{button|OK}} и в результате его работы будет происходить запрос «write» к бэкенду на изменение значения переменной 'parameter' на то, что записано в текстовом поле. | ||
Суммируя сказанное получаем следующее описание интерфейса: | Суммируя сказанное получаем следующее описание интерфейса: | ||
< | <source lang="lisp"> | ||
(document:surround "/std/frame") | (document:surround "/std/frame") | ||
Строка 95: | Строка 97: | ||
(let ((data (woo-read-first "/simple"))) | (let ((data (woo-read-first "/simple"))) | ||
(parameter value (woo-get-option data 'parameter))))) | (parameter value (woo-get-option data 'parameter))))) | ||
</ | </source> | ||
Функция '''document:id''' назначает текстовому полю идентификатор по которому потом можно к нему ссылаться. А '''document:root''' | Функция '''document:id''' назначает текстовому полю идентификатор по которому потом можно к нему ссылаться. А '''document:root''' — ссылка на текущее окно. | ||
Запустив интерфейс вы уже сможете считывать и редактировать содержимое файла /tmp/config.[[Image:Alterator-simple2.png|thumb|left|графический интерфейс, работающий с | Запустив интерфейс вы уже сможете считывать и редактировать содержимое файла /tmp/config.[[Image:Alterator-simple2.png|thumb|left|графический интерфейс, работающий с бэкендом]] | ||
====Web-интерфейс==== | ==== Web-интерфейс ==== | ||
На этом возможности alterator не исчерпываются. Давайте создадим и web-интерфейс управления файлом /tmp/config. Поставим дополнительные пакеты, запустим необходимые сервисы и привычно воспользуемся стандартным правилом make для создания заготовки описания web-интерфейса. | На этом возможности alterator не исчерпываются. Давайте создадим и web-интерфейс управления файлом /tmp/config. Поставим дополнительные пакеты, запустим необходимые сервисы и привычно воспользуемся стандартным правилом make для создания заготовки описания web-интерфейса. | ||
<pre> | <pre> | ||
$ apt-get install alterator-fbi | $ sudo apt-get install alterator-fbi ahttpd | ||
$ make generate-ui-html | $ make generate-ui-html | ||
</pre> | </pre> | ||
Сервис '''ahttpd''' | Сервис '''ahttpd''' — генератор интерфейса со встроенным web сервером. Может работать как сервис. А при запуске с параметром '-l' не уходит в фоновый режим и начинает использовать файлы с описанием интерфейса и бэкенды из локального каталога. Таким образом можно заниматься отладкой своего проекта. | ||
Файл с описанием интерфейса templates/simple/index.html, самый обычный html-файл. | Файл с описанием интерфейса templates/simple/index.html, самый обычный html-файл. | ||
< | <source lang="html4strict"> | ||
<html wf="form"> | <html wf="form"> | ||
<body> | <body> | ||
Строка 120: | Строка 121: | ||
</body> | </body> | ||
</html> | </html> | ||
</source> | |||
Запускаем службу ahttpd: | |||
<pre> | |||
$ sudo service ahttpd start | |||
</pre> | </pre> | ||
Находясь в рабочем каталоге, запускаем | Находясь в рабочем каталоге, запускаем ahttpd: | ||
<pre> | <pre> | ||
$ /usr/sbin/ | $ /usr/sbin/ahttpd -l | ||
</pre> | </pre> | ||
После чего в любимом браузере отправляемся по адресу <tt><nowiki>https://localhost:8080/simple</nowiki></tt>. | |||
[[Image:Alterator-simple3.png|thumb|left|первый web-интерфейс]] | |||
После того как мы введём имя и пароль администратора системы, перед нам откроется центр управления. Наш модуль в нём ещё не зарегистрирован (и потому отсутствует в боковом меню), но тем не менее к нему можно уже обратиться. | |||
Теперь, как и в случае с графическим интерфейсом необходимо наладить взаимодействие с бэкендом. Здесь не требуется прописывать каких-либо дополнительных инструкций, достаточно добавить текстовое поле и дать ему имя совпадающее с именем параметра: | |||
<br clear="all" /> | |||
<source lang="html4strict"> | |||
<html wf="form"> | |||
<body> | |||
<form method="POST"> | |||
<p>Parameter value:<input type="text" class="text" name="parameter"/></p> | |||
<input type="submit" class="btn" value="OK"/> | |||
</form> | |||
</body> | |||
</html> | |||
</source> | |||
[[Image:Alterator-simple4.png|thumb|left|web-интерфейс, работающий с бэкендом]] | |||
Обновив страницу в web-браузере мы уже сможем, как и в случае с графическим интерфейсом, менять содержимое файла /tmp/config. | |||
<br clear="all" /> | |||
</onlyinclude> | |||
{{Alterator modules-nav}} | |||
[[category:devel]] |
Текущая версия от 10:20, 10 декабря 2018
Первый модуль
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому давайте сразу попробуем создать простейший модуль alterator. Сделаем проект alterator-simple — модуль, который будет изменять значение одной переменной по имени parameter.
Бэкенд
Сначала установим пакет alterator, создадим каталог с проектом и скопируем туда стандартный Makefile.
sudo apt-get install alterator
mkdir alterator-simple
cd alterator-simple
cp /usr/share/alterator/build/Makefile .
В скопированном Makefile изменим значение переменной NAME на simple и тут же воспользуемся стандартным правилом alterator для создания заготовки бэкенда на shell:
make generate-backend-sh
В результате появится файл backend3/simple. Посмотрим на него внимательнее. Основной цикл работы бэкенда — функция message_loop. Функция on_message — главная точка обработки входящих сообщений. Входящие параметры появляются в виде переменных shell с именем вида $in_name. Главный параметр action — определяет вид действия, который запрашивается у бэкенда. Основные действия:
- read — прочитать значение переменной
- write — изменить значение переменной
- list — получить список значений
Остановимся более подробно на первых двух действиях. Научим бэкенд при запросе read считывать значение переменной parameter из файла, а при запросе write записывать значение переменной parameter обратно в файл.
case "$in_action" in
read)
write_string_param parameter "$(cat /tmp/config 2>/dev/null)"
;;
write)
[ -n "$in_parameter" ] && echo "$in_parameter" >/tmp/config
;;
...
Сразу же проверим бэкенд, поработав с ним через интерфейс командной строки — alterator-cmdline.
$ sudo alterator-cmdline -l /simple action read parameter: $ sudo alterator-cmdline -l /simple action write parameter value $ sudo alterator-cmdline -l /simple action read parameter:value
Можно также заглянуть в файл /tmp/config и убедиться, что он содержит строку 'value'.
Графический интерфейс
Интерфейс командой строки хорошо, но графический — ещё лучше. Установим необходимые дополнительные пакеты и опять воспользуемся стандартными правилами, предоставляемыми alterator для создания простейшего описания интерфейса, а также специального файла, содержащего описание модуля. Последний потребуется для приложения, визуализирующего интерфейс.
$ sudo apt-get install alterator-standalone $ make generate-desktop-file $ make generate-ui-qt
В результате появятся файлы applications/simple.desktop и ui/simple/index.scm . Во втором мы сохраним следующее описание интерфейса на языке Scheme:
(document:surround "/std/frame")
(label text "Simple module")
Первая строчка служебная. Вторая — сообщает о требовании создать метку с текстом 'Simple module'. Подобные конструкции можно вкладывать друг в друга, например:
...
(hbox
(label text "First")
(label text "Second"))
интерфейс из двух меток, сгруппированных горизонтально.
Для запуска интерфейса воспользуемся утилитой alterator-standalone. В качестве единственного параметра данная утилита принимает имя файла описания модуля (без суффикса desktop), в нашем случае это 'simple'. Находясь в каталоге с проектом, выполняем:
$ sudo /usr/sbin/alterator-standalone -l simple
В результате на экране появится окно
с надписью 'Simple module'.
Теперь необходимо наладить взаимодействие с бэкендом. Для этого необходимо создать два обработчика событий и воспользоваться функциями:
- woo-read-first — прочитать данные из бэкенда
- woo-get-option — получить значение параметра из ответа бэкенда
- woo-write — записать данные в бэкенд
Первый обработчик события (loaded) будет вызываться при старте интерфейса, в этом обработчике будет происходить запрос «read» к бэкенду и полученное значение переменной 'parameter' будет записано в текстовое поле. Второй обработчик события (clicked) будет вызываться при нажатии на кнопку OK и в результате его работы будет происходить запрос «write» к бэкенду на изменение значения переменной 'parameter' на то, что записано в текстовом поле.
Суммируя сказанное получаем следующее описание интерфейса:
(document:surround "/std/frame")
(hbox
(label text "Parameter value:")
(document:id parameter (edit)))
(button text "OK"
(when clicked
(woo-write "/simple" 'parameter (parameter value))))
(document:root
(when loaded
(let ((data (woo-read-first "/simple")))
(parameter value (woo-get-option data 'parameter)))))
Функция document:id назначает текстовому полю идентификатор по которому потом можно к нему ссылаться. А document:root — ссылка на текущее окно.
Запустив интерфейс вы уже сможете считывать и редактировать содержимое файла /tmp/config.
Web-интерфейс
На этом возможности alterator не исчерпываются. Давайте создадим и web-интерфейс управления файлом /tmp/config. Поставим дополнительные пакеты, запустим необходимые сервисы и привычно воспользуемся стандартным правилом make для создания заготовки описания web-интерфейса.
$ sudo apt-get install alterator-fbi ahttpd $ make generate-ui-html
Сервис ahttpd — генератор интерфейса со встроенным web сервером. Может работать как сервис. А при запуске с параметром '-l' не уходит в фоновый режим и начинает использовать файлы с описанием интерфейса и бэкенды из локального каталога. Таким образом можно заниматься отладкой своего проекта.
Файл с описанием интерфейса templates/simple/index.html, самый обычный html-файл.
<html wf="form">
<body>
<form method="POST">
<p>Simple</p>
</form>
</body>
</html>
Запускаем службу ahttpd:
$ sudo service ahttpd start
Находясь в рабочем каталоге, запускаем ahttpd:
$ /usr/sbin/ahttpd -l
После чего в любимом браузере отправляемся по адресу https://localhost:8080/simple.
После того как мы введём имя и пароль администратора системы, перед нам откроется центр управления. Наш модуль в нём ещё не зарегистрирован (и потому отсутствует в боковом меню), но тем не менее к нему можно уже обратиться.
Теперь, как и в случае с графическим интерфейсом необходимо наладить взаимодействие с бэкендом. Здесь не требуется прописывать каких-либо дополнительных инструкций, достаточно добавить текстовое поле и дать ему имя совпадающее с именем параметра:
<html wf="form">
<body>
<form method="POST">
<p>Parameter value:<input type="text" class="text" name="parameter"/></p>
<input type="submit" class="btn" value="OK"/>
</form>
</body>
</html>
Обновив страницу в web-браузере мы уже сможем, как и в случае с графическим интерфейсом, менять содержимое файла /tmp/config.